Компания Valve, уверен, известна каждому уважающему себя игроку. Выпустив в 1998-ом году шутер Half-Life, разработчики еще ни разу не дали маху, и вот уже на протяжении десяти лет радуют покупателей исключительно качественными продуктами, которые высоко оценивают как геймеры, так и критики. В прошлом году в состав «оранжевой коробки» отцы Counter-Strike, Day of Defeat и Half-Life: Deathmatch включили сетевой шутер Team Fortress 2, оказавшийся невероятно оригинальной, интересной и хорошо сбалансированной игрой, популярность которой крайне высока и по сей день. Теперь же талантливые девелоперы решили порадовать нас другой многопользовательской забавой – экшеном Left 4 Dead.
Один в поле не воин
Новое детище Valve рассчитано, в первую, очередь на командное прохождение для четверых (если речь о кампании) или восьмерых (в сражении) игроков. Да, можно сыграть и с ботами, но едва ли удастся получить хотя бы сотую долю того веселья, которое ожидает вас при совместном прохождении с друзьями. Итак, в главных ролях: аналитик систем ИТ Луис, татуированный байкер Фрэнсис, ветеран Вьетнама Билл и привлекательная студентка Зой. Именно в их шкурах вам и придется истреблять несметные полчища зомби. В L4D нет единой сюжетной линии, вместо нее имеется четыре сценария («Нет милосердию», «Похоронный звон», «Смерть в воздухе» и «Кровавая жатва») с простой конечной целью: добраться до точки эвакуации и покинуть агонизирующий город. Сценарии в свою очередь поделены на главы, каждая из которых, кроме первой, начинается в так называемом «убежище», где можно пополнить боезапас и подлечиться. Уникальность L4D кроется в возможности пройти игру совместно с друзьями и в том, насколько отлично проработан мир, захваченный ордами невероятно быстрых и чующих человечинку за километр зомби. Трудно передать в тексте тот детский восторг, который вы испытываете, скинув с партнера внезапно прыгнувшего с крыши Охотника или когда вы все вместе с огромным трудом расправляетесь с Танком на уровне сложности «Эксперт». Пробираясь по заполненной живыми мертвяками территории, вы всегда находитесь в напряжении, ожидая, что вот-вот пойдет очередная «волна» Орды, или впереди будет поджидать Ведьма. Предугадать события практически невозможно, каждый этап проходится по-разному благодаря специальному «рандомизатору» событий. Помимо обычных зомби на вашем пути будут встречаться и особые Зараженные - боссы - с которыми справиться тяжелее. Охотники – чертовски шустрые твари, умеющие быстро, высоко и далеко прыгать – набрасываются на своих жертв, валят их на землю и раздирают в клочья. Скинуть с себя такого самостоятельно невозможно. Курильщики обладают неестественно длинным языком, с помощью которого притягивают своих жертв на расстояние удара, те же в свою очередь абсолютно беспомощны. Толстяки – медлительные и громкие твари, в арсенале которых их собственная блевотина. Если такой метко испорожнит на вас и ваших товарищей содержимое своего желудка, на вас тут же набросятся мертвяки, так как его блевотина содержит особый фермент, привлекающий их. Гвоздем программы всегда является Танк – халкоподобное существо, сметающее все на своем пути. Такая тварь запросто может скинуть вас с крыши, зашибить кинутой машиной или же просто забить до смерти. На «эксперте» справиться с этим чудищем в закрытом пространстве практически невозможно. Есть еще и Ведьма – плачущая зараженная девочка, которая не атакует до тех пор, пока вы ее не напугаете. Поэтому если нет желания ввязываться в бой, проходить мимо нее надо медленно, с выключенными фонариками и без лишнего шума. Тварей много и истреблять их порой бывает сложно. Несколько разочаровывает арсенал – оружия в L4D мало. Помповое ружье, пистолет-пулемет, дробовик, штурмовая и снайперская винтовки, пистолеты – вот и весь набор охотника на зараженных, если не считать взрывчатые вещества. Кроме того есть коктейли молотова и бомбы, привлекающие внимание мертвяков. Любители «Рассвета мертвецов» наверняка оценят наличие баллонов с пропаном, выглядящих точь-в-точь как в фильме. Есть еще и канистры с бензином. Дополнительными предметами никогда не стоит пренебрегать: если перед скриптовым событием (специальное действие, необходимое для дальнейшего прохождения, обычно привлекающее внимание пары сотен трупов) правильно расположить их, то это сильно облегчит вашу оборону. Живые vs. Мертвые Кампании для кооперативного прохождения – это хорошо, но режим «Сражение» лучше. Судите сами: в versus вам предстоит схватиться не с компьютерными болванчиками, а с вполне себе живыми игроками в роли зараженных. Увы, пока имеется лишь два сценария («Нет милосердию» и «Кровавая жатва»), но и тех должно хватить. И если, играя за выживших, вы, по сути, проходите тот же «кооператив», но с более умным соперником, то роль зараженного – это принципиально иной взгляд на геймплей. Судите сами: теперь в вашем распоряжении не огнестрельное оружие и взрывчатка, а особые способности (длинный язык Курильщика, когти Охотника и т.д.) зараженных. Мертвяки довольно хлипкие (исключая Танка) и с трудом выдерживают очередь из автомата, зато имеют возможность возродиться в любой точке карты при условии, что выжившие их не увидят. Только им доступна возможность забираться на крыши домов и другие недоступные для людей высоты, что открывает новые горизонты для тактических ходов.
Нельзя не сказать о прекрасном дизайне. Уровни невероятно напоминают картины Джорджа Ромеро и Зака Снайдера, создают ту непередаваемую атмосферу, которая могла бы царить в вымерших городах. Естественно, немало усилий было вложено в детали: особо зоркие и любознательные игроки наверняка заметили хлопья с изображением персонажей Team Fortress 2, надпись на коробке гласит: «Собери все 10 фигурок!» (намек на появление еще одного класса?). На чердаке одного из домов написано: «Они умеют говорить!». На стене красуется список разработчиков L4D, все они значатся как мертвые. Можно лишь восхититься тем, с какой любовью и мастерством создатели подошли к работе над своим детищем. Ложкой дегтя в этой огромной бочке меда выступает система организации сражений, перекочевавшая прямиком с консолей. Сначала игроки собираются в так называемом лобби, где могут пообщаться, договориться, выбрать роли и выставить настройки игры, а затем идет автоматический поиск сервера. Так вот этот самый поиск работает, мягко говоря, некорректно: по вечерам найти сервер на восемь персон крайне затруднительно, а пинг до тех, что предлагаются, иногда просто заставляет рвать волосы на голове. Если же вы вдруг сами решите создать выделенный сервер с помощью специальной утилиты, то будьте готовы к тому, что вам понадобится инструкция по его настройке. Есть, конечно, консольная команда, запускающая стандартный браузер серверов, но если вы играете не в одиночку, проку от него мало.
*** Подводя итог, хочется сказать, что получилась типичная игра от Valve: качественная, аддиктивная, разнообразная и дико интересная. Те мелкие баги и проблемы, которые имеются на данный момент, скорее всего, будут в скором времени исправлены патчами. Таких зубодробительных экшенов, увы, единицы, так что Left 4 Dead станет одной из лучших покупок в этом году.
|